АГЕНТ-ОРИЕНТИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ ЕВРАЗИИ И ИМИТАЦИЯ РЕАЛИЗАЦИИ КРУПНЫХ ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ПРОЕКТОВ

АГЕНТ-ОРИЕНТИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ ЕВРАЗИИ И ИМИТАЦИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ КРУПНЫХ ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ПРОЕКТОВ

doi 10.17059/2018–4–4
УДК 519.876.5; 314.74; 314.186; 004.942

В. Л. Макаров, А. Р. Бахтизин, Е. Д. Сушко, А. Ф. Агеева

скачать pdf

Реализация крупных инфраструктурных проектов оказывает существенное воздействие на пространственное размещение производства и изменение торговых потоков, что вызывает соответствующие изменения миграционных потоков и влияет на социально-экономическое развитие вовлеченных в проект территорий. Для предварительной оценки последствий реализации подобных проектов необходимо использование модельного инструментария. Одним из современных направлений моделирования является агент-ориентированный подход, позволяющий воссоздавать в искусственной среде структуру и поведение реально существующих социально-экономических систем и имитировать их поведение при изменении внешних условий. Успешность применения агент-ориентированных моделей для решения задач прогнозирования определяется правдоподобием имитации в них основных социально-экономических процессов. В статье представлена конструкция агент-ориентированной модели стран Евразии, имитирующей демографические процессы в этих странах, а также последствия реализации большого инфраструктурного проекта как результата действий множества самостоятельных агентов. В модели присутствуют агенты двух типов: страны, способные лоббировать реализацию привлекательных для них проектов и люди — жители этих стран,создающие семьи, рождающие детей и выбирающие вид деятельности и место жительства, исходя из внутренних установок. Учет в алгоритме поведения агентов факторов, выявленных в результате исследования фактических миграционных процессов в странах Евразии, позволил воссоздать в модели максимально приближенную к реальности имитацию поведения людей. Конструкция модели была апробирована на условном примере двух маршрутов прохождения Нового шелкового пути. В ходе экспериментов отслеживались изменения экономических и демографических показателей для каждой из стран-участниц. Так, для России наблюдались приросты общего товарооборота (9,6 %) и чистого экспорта (1,5 %). Китаю участие в проекте давало приросты соответственно до 3,8 и 7,7 %. Небольшие страны (Грузия, Болгария) демонстрировали сокращение миграционного оттока и улучшение возрастной структуры населения. Модель может использоваться для предварительной оценки последствий реализации крупных инфраструктурных проектов.

Ключевые слова: цифровое имитирование и моделирование систем, агент-ориентированное моделирование, искусственное общество, демография, типы воспроизводства населения, международная миграция, трудовая миграция, анализ миграционных процессов в Евразии, влияние больших инфраструктурных проектов на миграцию населения, программное обеспечение, исследование поведения объекта на основе его цифровой модели