ПАРАДИГМА УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОРЫВА В ЭКОНОМИКЕ 

doi 10.17059/2018-2-8
УДК 334.02
Л. Д. Гительман, М. В. Кожевников

ПАРАДИГМА УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЛЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОРЫВА В ЭКОНОМИКЕ

скачать PDF

В статье изложены результаты исследований авторов, предметом которых является совершенствование управленческого образования, формирующего компетенции, необходимые при осуществлении технологического прорыва в экономике страны. Доказательно установлено, что для решения сложных задач модернизации и становления новой индустрии, принятия решений в условиях неопределенности, динамичных непредсказуемых перемен и значительных рисков менеджерам необходимы междисциплинарные компетенции: инженерно-управленческие, инженерно-экономические и упреждающих действий. Авторская гипотеза о необходимости кардинальных изменений в управленческом образовании основана на предположении о том, что новое поколение менеджеров будет участвовать в сложных процессах создания принципиально новых технологий и рынков, а также модернизации действующих производств. Для верификации гипотезы проведен анализ направлений развития мирового управленческого образования и способов реагирования университетов на новые вызовы, что дало возможность идентифицировать ключевые характеристики образовательных моделей ведущих университетов. К их числу относится фокусировка на прорывных технологиях, проектно-исследовательской компоненте, ориентация на междисциплинарные образовательные продукты. Результаты анализа наряду с опросами академических экспертов и руководителей бизнес-структур позволили определить содержательное наполнение междисциплинарных компетенций для технологического прорыва и сформулировать принципы опережающего обучения, представляющего собой организованный процесс формирования знаний и компетенций для решения будущих задач, соответствующих глобальным трендам и национальным программам развития. Изложен опыт научно-образовательного центра междисциплинарных исследований и образовательных программ (НОЦ «ИНЖЭК») Уральского федерального университета в реализации новой парадигмы управленческого образования, разработанной в рамках научного направления «Упреждающее управление в активно развивающихся отраслях и секторах экономики» и мультипроекта «Новые лидеры для технологического прорыва». Результаты представляют интерес для университетов, в том числе корпоративных, а также инновационных бизнес-структур, исследовательских и экспертно-аналитических центров, участвующих в процессе трансформации образовательных моделей для соответствия вызовам происходящей технологической  революции.

Ключевые слова: управленческое образование, технологический прорыв, парадигма, опережающее обучение, упреждающее управление, компетенции, междисциплинарность, метод обучения, образовательный продукт, мультипроект