ОЦЕНКА ЗНАЧИМОСТИ ПАРАМЕТРОВ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ВУЗОВ ДЛЯ СТЕЙКХОЛДЕРОВ
doi 10.17059/2018-2-16
УДК 332.146.2 , 378
JEL I25
А. Д. Тихонова
ОЦЕНКА ЗНАЧИМОСТИ ПАРАМЕТРОВ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ВУЗОВ
ДЛЯ СТЕЙКХОЛДЕРОВ
Актуальность проблемы оценки деятельности вузов со стороны различных групп заинтересованных сторон (стейкхолдеров), несомненно, обусловлена процессами реформирования высшего образования в части трансформации вузов в организации особого типа, обладающие способностью обеспечения потребностей рынка труда с учетом непрерывного характера образования и требований предприятий по реализации интеллектуального потенциала в промышленных комплексах страны. Исследование включает анализ существующих определений термина «образовательная услуга» и критериев оценки деятельности университетов в различных рейтингах. В рамках исследования автором проведен опрос, построенный как многоуровневая система, базирующаяся на сборе данных от студентов и выпускников образовательных учреждений высшего образования, абитуриентов, руководителей промышленных предприятий и прочих потенциальных работодателей выпускников вузов как ключевых стейкхолдеров, мнение которых вуз должен учитывать при планировании стратегий совершенствования своей деятельности. В статье автором сформулированы гипотезы о наличии (отсутствии) расхождений в предпочтениях к характеристикам вузов у представителей различных групп стейкхолдеров. На основании исследования сделан вывод, что предпочтения представителей бизнес-сообщества и социума в целом однонаправлены, хоть и по ряду критериев существенно различаются. В результате проведенного анализа автором сформирована модель разработки программы действий, позволяющих повысить уровень параметров результативности, имеющих существенное значение для основных стейкхолдеров рынка образования, что приведет, в конечном итоге, к социально-экономическому развитию регионов. Научно-практическое применение результатов исследования, таким образом, заключается в возможности устранения ряда спорных вопросов, связывающих масштабные задачи инновационного развития страны с требованиями к вузам обладать стратегическим потенциалом для их решения.
Ключевые слова: высшее образование, вузы, развитие регионов, интеллектуальная база, человеческий капитал, образовательная услуга, оценка деятельности вузов, стейкхолдеры, модернизация экономики, управление вузами