ОБЕСПЕЧЕНИЕ РОССИЙСКОГО АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫМИ КАДРАМИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К ЗЕЛЕНОЙ ЭКОНОМИКЕ

doi 10.17059/2018-2-24
УДК 332
JEL: P25, P28, O2, R1, R11, R58
А. А. Анфиногентова, М. Н. Дудин, Н. В. Лясников, О. Д. Проценко

ОБЕСПЕЧЕНИЕ РОССИЙСКОГО АГРОПРОМЫШЛЕННОГО
КОМПЛЕКСА ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫМИ КАДРАМИ
В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К ЗЕЛЕНОЙ ЭКОНОМИКЕ

скачать PDF

Переход к новым условиям хозяйствования в агропромышленном секторе выдвигает новые требования к кадровому обеспечению. Высокая квалификация работников агропромышленных производств — это одно из основных условий создания платформы для перехода от индустриализации к экологически ответственному экономическому росту. Но не все существующие в настоящее время программы подготовки и переподготовки кадров для агропромышленного сектора позволяют обеспечить рынок труда специалистами, профессиональные компетенции которых включают экологически ответственный контекст. Поэтому следует рассмотреть возможности и перспективы реформирования образовательных программ для подготовки высококвалифицированных специалистов для российского агропромышленного комплекса. Методологически данная статья основана на контент-анализе научно-исследовательских и экономико-статистических данных, которые достоверно характеризуют тренды и тенденции развития российского агропромышленного комплекса в настоящее время. Один из наиболее рациональных подходов к обеспечению российского агропромышленного сектора высококвалифицированными кадровыми ресурсами, обладающими компетенциями в области экологически ответственной организации деятельности, может быть основан на модели тройной спирали (Triple Helix Model). На основании изложенных в статье материалов получены следующие основные выводы. Во-первых, экологически ответственное развитие как экономики в целом, так и отдельных ее секторов и сфер, а также социально-бытового сектора является базовым условием физического сохранения современной цивилизации. Во-вторых, в российской системе подготовки кадров для агропромышленного сектора до сих пор системно не реализован концепт экологически ответственного и инновационно ориентированного обучения, вследствие этого на практике аграрные регионы России остро нуждаются в квалифицированных кадрах, имеющих должный уровень профессиональных компетенций в области ресурсоэффективного природопользования. Полученные в ходе работы над статьей выводы могут быть использованы как на макроэкономическом уровне для выработки программ развития российского агропромышленного комплекса, так и на микроэкономическом уровне для совершенствования способов и подходов к корпоративному обучению. В рамках данной статьи не были конкретизированы современные методики организации обучения кадров и развития кадрового потенциала агропромышленного комплекса, этот аспект станет предметом наших дальнейших исследований.

Ключевые слова: агропромышленный комплекс, зеленая экономика, экологическая ответственность,устойчивое развитие, кадровый потенциал, модель тройной спирали, корпоративное обучение, высококвалифицированные кадры, интегрированная система, аграрные регионы