Экспорт образовательных услуг из приграничного региона
doi 10.17059/2019-1-15
УДК 332.135:378 (470.56+574)
Ж. А. Ермакова, Ю. Н. Никулина
В настоящее время стратегической целью развития российского образования является повышение его конкурентоспособности за счет интеграции в международное образовательное и научное сообщество. В статье рассмотрен комплекс вопросов, связанных с исследованием тенденций и перспектив развития приграничного сотрудничества в сфере образования между Россией и Казахстаном. Методология исследования базируется на использовании аналитического метода сбора и обработки информации, системном и функциональном подходах, экономико-статистических методах, позволяющих выявить особенности приграничного сотрудничества в области экспорта образования на региональном уровне. В статье проанализировано состояние приграничного сотрудничества в сфере образования между Россией и Казахстаном, представлены результаты исследования иностранных граждан, прибывших для обучения в российские вузы. Авторами раскрыты основные направления сотрудничества в сфере образования и подготовки кадров между Оренбургской областью и Казахстаном в разрезе ведущих вузов региона: сетевое взаимодействие, экспорт образовательных и научных услуг, международные академические обмены, программы повышения квалификации. Особое внимание в статье уделено анализу показателей обучения иностранных граждан из Казахстана, в том числе динамике численности, наиболее востребованным направлениям подготовки, распределению иностранных студентов по источникам финансирования. В заключении сделаны выводы о необходимости создания концепции развития экспорта образования в рамках приграничного сотрудничества. Материалы статьи могут быть полезны при разработке комплекса мероприятий и внедрении новых подходов к использованию потенциальных возможностей и ресурсов вузов приграничного региона и Республики Казахстан для достижения максимальных результатов по всем направлениям и аспектам сотрудничества.
Ключевые слова: экспорт, образование, подготовка кадров, академический обмен, исследование, приграничное сотрудничество, вуз, регион, иностранный студент, концепция развития