Компаративный анализ поддержки малых и средних предприятий ЕС и Китая в целях повышения создаваемой ими добавленной стоимости

doi 10.17059/2019-1-20
УДК: 339.94

Е. Цигелкова, И. Н. Платонова, Е. Д. Фролова

Скачать PDF

Учитывая то, что малые и средние предприятия (МСП) играют значительную роль в экономике страны, и принимая во внимание изменения в современной мирохозяйственной среде, авторы стремились исследовать проблему увеличения вклада малого бизнеса в национальную экономику за счет использования новых возможностей бизнес-среды. Проблема может решаться за счет участия малых и средних предприятий в звеньях глобальных цепочек стоимости с высоким уровнем добавленной стоимости. Но для этого необходимы новые способы поддержки бизнеса. Исследование нацелено на выявление актуальных способов поддержки малых и средних предприятий, сфокусированных на увеличении создаваемой ими добавленной стоимости, на основе контент-анализа национальных программ и компаративного анализа опыта ряда стран Европейского союза и Китая. Исходной базой исследования являются доклады Еврокомиссии, национальные программы европейских стран, материалы национальной Комиссии по развитию и реформам Китая, государственной некоммерческой информационной службы. В статье уточнены терминология исследования и алгоритм анализа. Выявленный комплекс новых мер и способов поддержки малых и средних предприятий представлен в разрезе групп с учетом национальных особенностей. В европейских странах в группе форм государственной поддержки доминируют нефинансовые меры, включая создание для малых предприятий специальных ниш в глобальной цепочке стоимости и обеспечение доступа к национальной базе снабжения. В Китае доминирует группа форм негосударственной поддержки, при этом большая доля принадлежит финансовым мерам, включая предоставление ресурсов участниками цепочек добавленной стоимости в рамках региональных интеграционных объединений, финансовыми подразделениями крупных компаний. Результаты исследования адресованы представителям малого и крупного бизнеса, органам государственного управления.

Ключевые слова: национальная экономика, Китай, страны ЕС, предприятия малого и среднего бизнеса (МСБ), глобальные цепочки стоимости (ГЦС), добавленная стоимость, меры поддержки бизнеса, кооперация, сравнительный анализ, инновации