Консолидированное налогообложение и его последствия для региональных бюджетов
doi 10.17059/2019-1-6
УДК 336.221
JEL H3, H32
В. А. Ильин, А. И. Поварова
Для России, основу экономической мощи которой составляет крупный бизнес, существенную значимость приобретает выработка такой модели налогообложения, которая позволила бы соблюсти баланс между интересами предпринимателей и государства, сохраняя при этом высокую наполняемость национального бюджета и деловую активность. В статье представлены результаты анализа действия одного из новых механизмов регулирования налогообложения прибыли крупного капитала — консолидированных групп налогоплательщиков. Основная цель анализа заключалась в оценке влияния консолидированных групп налогоплательщиков на формирование бюджетных доходов. Результаты исследования подтвердили гипотезу о низкой эффективности консолидации налогообложения. Действие режима консолидированных групп налогоплательщиков привело к несправедливому распределению налоговых доходов между субфедеральными бюджетами, что создало неопределенности бюджетного планирования. На примере крупнейших корпораций черной металлургии выявлено деструктивное влияние института консолидированных групп налогоплательщиков на формирование доходов региональных бюджетов: авторские расчеты показали, что только в четырех субъектах РФ ежегодные бюджетные потери составили от 3 до 9 млрд руб., или 10–22 % налоговых доходов. Продемонстрировано наличие взаимосвязи использования сальдированного порядка исчисления налоговой базы в рамках КГН и минимизации налогообложения как основного источника роста благосостояния собственников корпораций. Отмечено, что сокращение налоговой нагрузки консолидированных налогоплательщиков не сопровождалось активизацией их инвестиционной деятельности. Главный вывод состоит в том, что консолидация налоговых обязательств привела к формально законной, но невыгодной для бюджета оптимизации. Неуклонное снижение налоговых поступлений от консолидированных групп, во многом продуцировавшее разрастание дестабилизационных процессов региональных бюджетных систем, стало побудительным мотивом для анонсирования Правительством РФ отмены института консолидированных групп налогоплательщиков. Учитывая, что созданные в 2012–2013 гг. консолидированные группы будут действовать до 2023 г., авторами предложены меры по нейтрализации негативных последствий их функционирования.
Ключевые слова: консолидированная группа налогоплательщиков, налоговая политика, бюджеты регионов, крупнейшие налогоплательщики, корпорации черной металлургии, финансовые результаты, налоговая база, налог на прибыль, оптимизация налогообложения, распределение налогов