Обучение и образование взрослых в контексте экономического развития регионов
doi 10.17059/2019-1-9
УДК 332.1
И. А. Коршунов, О. С. Гапонова, Н. С. Гапонова
Согласно теории человеческого капитала, образование является не продуктом конечного потребления, а средством дальнейшего производства добавленной стоимости, а следовательно, важным фактором национального и глобального макроэкономического роста. Проблема конвертации человеческого капитала в материальные показатели, значимые на макроуровне и описываемые в экономических терминах, представляется недостаточно разработанной, что делает актуальным выявление ключевых факторов, оказывающих влияние на образовательную активность работающих граждан и установление роли дополнительного профессионального образования в макроэкономическом развитии регионов и территорий. В ходе исследования была установлена взаимосвязь охвата дополнительной подготовкой взрослого населения и объема инвестиций в основной капитал на душу населения в регионах Российской Федерации, что свидетельствует о ведущей роли региональных инвесторов в образовании и обучении персонала. В регионах, где растет объем инвестиций, расширяется охват населения непрерывным образованием с целью реализации новых технологий на строящихся предприятиях, что, в свою очередь, повышает инвестиционную привлекательность территории. Авторами сформулирована и подтверждена гипотеза о том, что в результате запуска посредством инвестиций программ обучения возрастает производительность труда, что, вместе с высокими коэффициентами корреляции, позитивно влияет на темп роста заработной платы и валовый региональный продукт в целом. Таким образом, был получен вывод о том, что дифференциация субъектов РФ по социально-экономическим показателям напрямую связана с обобщающими индикаторами региональных систем непрерывного образования взрослых. Было отмечено, что для эффективного развития систем дополнительного специального образования на современном этапе требуется активное участие всех заинтересованных сторон: самого работника, работодателей, инвесторов, региональных органов власти и государства. Основные положения и выводы статьи могут быть рекомендованы для развития региональных систем дополнительного специального образования в интересах обеспечения экономического роста и инвестиционной привлекательности территорий.
Ключевые слова: региональная экономика, человеческий капитал, инвестиции, инвестиции в основной капитал, образование и обучение взрослых, дополнительное профессиональное образование, охват дополнительным профессиональным образованием, непрерывное образование, экономические показатели развития территорий, когнитивные компетенции