Реализация потенциала коммерциализации интеллектуальных продуктов в системе международной торговли

doi 10.17059/2019-1-19
УДК 330.341.1
JEL O320

Т. И. Волкова

Скачать PDF

Обращение к проблеме обусловлено выявленным противоречием между относительно высоким (обосновано в предыдущем авторском межстрановом исследовании) уровнем отечественной изобретательской активности и низкой результативностью участия страны в международной торговле. Сформировалась гипотеза: результативность коммерциализации интеллектуальных продуктов обусловлена не только известными институциональными факторами, но и специфическим многогранным эндогенным потенциалом этих продуктов, реализация которого на практике, включая международную торговлю, зависит от уровня профессионализма, интеллектуальных компетенций, креативности соответствующих специалистов. Цель исследования — выделить и обосновать ведущие факторы наиболее полной реализации специфического потенциала интеллектуальных продуктов, включая объекты интеллектуальной собственности, их успешной коммерциализации для обеспечения научно-технологической безопасности страны. Эмпирической базой послужил фактологический и статистический материал признанных баз данных. Использованы методы: аналитико-гносеологический, экономико-правовой, структурно-логический, статистических группировок, сравнительных оценок. Для целенаправленной количественной оценки автором выделена система индикаторов: чистая стоимость предмета соглашений по технологиям, сальдо платежного баланса за технологии, сальдо лицензионных платежей за использование ОИС. Расчеты позволили представить сравнительную оценку уровня коммерциализации исследуемых продуктов ведущими странами мира, в частности, как получателями и плательщиками роялти и лицензионных платежей. Выделены ведущие звенья продуктивного институционального механизма коммерциализации интеллектуальных продуктов в странах-лидерах для формирования соответствующего механизма в России. Автором разработана воспроизводственная модель коммерциализации интеллектуальных продуктов, включая обоснование расширенного воспроизводства (с междисциплинарной подготовкой) высококвалифицированных, креативных специалистов с целью преодоления интеллектуально-компетентностного «провала» («ловушки»). Тема исследования позволяет на основе выделенной автором системы индикаторов и показателей достаточно объективно оценить реализацию коммерческого потенциала этих продуктов. Результаты исследования могут быть использованы при разработке и реализации соответствующих законодательных и нормативных актов, а также в обучении специалистов и экспертов высокого уровня востребованности.

Ключевые слова: интеллектуальные продукты, объекты интеллектуальной собственности, научно-технологическая безопасность, воспроизводственная методология, эндогенный потенциал коммерциализации, интеллектуально-компетентностный «провал», международная торговля, система оценочных индикаторов, аналитико-гносеологический метод, экономико-правовой метод