Эффекты межрегионального перераспределения финансовых ресурсов: общеравновесный подход
doi 10.17059/2019-2-23
УДК 332.053 + 330.111.42
А. Г. Исаев
Российская Федерация характеризуется высокой дифференциацией социально-экономического положения регионов, что объективно требует больших масштабов перераспределения средств между ними. Одним из инструментов перераспределения финансовых ресурсов являются межбюджетные трансферты. При прочих равных условиях увеличение трансфертов в регион приводит к росту потребления его населением безвозмездно предоставляемых благ, что, в конечном счете, оказывает влияние на благосостояние населения. Эти изменения также стимулируют процессы межрегиональной миграции, поэтому итоговое изменение благосостояния — результат действия множества экономических сил. На основе вычислимой модели общего равновесия с двумя регионами оцениваются эффекты межбюджетных трансфертов федерального правительства на примере экономики Хабаровского края. Особенностью модели является поведение региональных правительств, которые оптимизируют региональную налоговую ставку и расходы бюджета в некооперативной игре таким образом, чтобы максимизировать функцию полезности домохозяйств-резидентов, совершенно мобильных между регионами и потребляющих два вида благ — частные и «государственные», при заданных бюджетных ограничениях. Симуляционные расчеты проведены в рамках двух сценариев, различающихся предпосылками мотивации домохозяйств к смене места проживания. Расчеты показывают, что при существующих предпосылках резкое увеличение (более чем в 2 раза) безвозмездных поступлений в региональный бюджет может привести к существенному притоку трудовых ресурсов в регион-реципиент, но лишь к незначительным изменениям благосостояния, заработной платы и среднедушевого потребления домохозяйств. Причина этого заключается в поведении региональных властей, балансирующих потребительскую корзину домохозяйств путем изменения величины государственных расходов. В конечном счете действия региональных властей, стремящихся максимизировать благосостояние своих резидентов, будут заключаться в таких изменениях налоговых поступлений в бюджет, которые компенсируют прирост потребления безвозмездных благ, обеспечиваемый федеральными грантами, уменьшением финансирования этих безвозмездных благ со стороны регионального правительства.
Ключевые слова: экономика региона, бюджетный федерализм, бюджетная обеспеченность, федеральные трансферты, региональная налоговая база, благосостояние, модель общего равновесия, Хабаровский край, миграция, общественные блага