Международная академическая мобильность в России: тенденции, виды, государственное стимулирование

doi 10.17059/2019-2-9
УДК 378.4

С. В. Рязанцев, Т. К. Ростовская, В. И. Скоробогатова, В. А. Безвербный

Скачать pdf

В условиях глобализации российские системы образования и науки стали более открытыми миру и контактам с зарубежными партнерами. Изолированные от внешнего мира в эпоху СССР российские ученые и преподаватели в 1990-е гг. стали активно развивать международные связи с зарубежными университетами и научными центрами, получать гранты из-за рубежа, участвовать в конференциях за границей и публиковаться в международных журналах. Российские студенты и аспиранты стали активными участниками образовательной миграции за границу. За несколько лет Россия из страны за железным занавесом превратилась в страну с разнообразными формами академической мобильности ученых, преподавателей и студентов, стала активно внедряться в мировое образовательное и научное пространство. Стимулирующим фактором развития международных связей стало присоединение России к Болонской декларации. В исследовании использованы статистический, аналитический, сравнительный правовой, социологический методы. В исследовании уточнен термин «академическая мобильность» в концептуальном его понимании и предложена классификация видов академической мобильности, дана характеристика тенденций основных форм академической мобильности в России, обозначены пути совершенствования национального российского законодательства для стимулирования академической мобильности в интересах развития национальной системы науки и образования. В статье предлагается широкая трактовка определения академической мобильности как совокупности установок и готовности к перемещению (потенциала), а также собственно территориальному перемещению (академической миграции) с целью получения образования, повышения квалификации и научно-образовательной деятельности как студентов, так и профессорско-преподавательского состава в системе образования и науки. Уточнена классификация видов и форм академической мобильности по географическому (территориальному) признаку, по сферам деятельности, по продолжительности. На основе классификации в статье обобщена информация в разрезе двух видов международной академической мобильности: входящей (въездной) иностранных граждан в России и исходящей (выездной) российских граждан из России. Выявлено, что в настоящее время в России миграционное законодательство освещает вопрос академической мобильности в большей степени, чем законодательство о высшем образовании и науке. В миграционном законодательстве международная академическая мобильность рассматривается с позиции привлечения в страну иностранных студентов и преподавателей, но не регулирования выезда из России за границу российских студентов и научно-образовательных кадров. Выделены факторы, препятствующие реализации потенциала академической мобильности в России и сформулированы рекомендации по их устранению. Результаты исследования могут быть применены в экономической социологии, социологии образования, миграционной политике в отношении обучающихся.

Ключевые слова: академическая мобильность, виды и формы академической мобильности, исходящая (выездная) академическая мобильность, входящая (въездная) академическая мобильность, международное сотрудничество, потенциал академической мобильности, академическая миграция