Пространственная структура формирования добавленной стоимости арктических территорий

doi 10.17059/2019-2-7
УДК 332.1

Е. А. Захарчук

Скачать pdf

Все возрастающий интерес к теме освоения арктических территорий Российской Федерации затрагивает различные аспекты освоения пространства, в том числе технологические, правовые, геополитические, социальные и экономические. В то же время, при изучении экономического развития Арктики не уделяется достаточного внимания вопросам финансовой эффективности и несбалансированности освоения различных территорий, особенно в разрезе муниципальных образований. Поэтому основной целью настоящего исследования является разработка методологии и методики оценки формирования добавленной стоимости территорий, входящих в Арктический пояс Российской Федерации, на основе международной Системы национальных счетов, позволяющей проводить как внутрироссийские, так и международные сопоставления. В работе обобщен российский и международный опыт разработки методологии расчета добавленной стоимости территорий локального уровня (муниципальных образований), максимально приближенных к методологии Системы национальных счетов. На основе авторской модели построения Системы территориальных счетов, а также специфики финансового развития арктических муниципальных образований разработана оригинальная методика расчета добавленной стоимости локальных территорий на основе использования региональных таблиц счета образования доходов по видам экономической деятельности и включения в состав доходов территорий налогов на продукты (акцизы и налог на добычу полезных ископаемых). Автором проведены расчеты по всем арктическим муниципальным образованиям за 2013–2016 гг., в результате чего были сделаны основные выводы в разрезе регионов РФ. Установлено, что практически половина ВДС Арктической зоны РФ формируется в муниципальных образованиях Ямало-Ненецкого автономного округа, на втором месте — территории Красноярского края, на третьем месте (ровно 10 %) муниципальные образования Мурманской области, а территории Республики Коми, Саха и Ненецкий АО вносят в копилку ВВП примерно по 7 %. В целом, согласно представленным расчетным данным, в 2016 г. муниципальные образования обеспечили формирование добавленной стоимости на сумму 4 272, 3 млрд руб., что составляет порядка 5 % от ВВП РФ. В то же время, доля уплаченных налогов на продукты значительно выше и составила почти четверть всех поступлений в бюджет РФ, или более 687 млрд руб. Результаты исследования могут быть использованы федеральными и региональными органами государственной властии местного самоуправления арктических территорий при принятии управленческих решений по развитию муниципальных образований Арктики с учетом оценки их влияния на формирование и распределение добавленной стоимости территорий.

Ключевые слова: валовая добавленная стоимость, арктические территории, система национальных счетов, пространственное развитие