Сценарный анализ влияния запуска Крымского моста на развитие Краснодарского края

doi 10.17059/2019-2-15
УДК 338.49

О. Ю. Патракеева

Скачать pdf

Темп роста экономики Краснодарского края демонстрирует выраженное замедление в последние годы. Данная динамика обусловлена завершением предыдущего инвестиционного цикла в регионе и макротрендами России в целом. Соответственно, оценка эффекта от запуска Крымского моста для экономки Краснодарского края, выступающая предметом исследования, представляет значимый практический и методологический интерес. Гипотеза статьи заключается в том, что инвестиционные вложения в основной капитал региона стимулируют производство и оборот торговли, которые через увеличение грузопотоков вносят вклад в положительную динамику валового регионального продукта. Предложенное решение задачи оценки эффекта запуска Крымского моста для Краснодарского края реализовано путем построения системно-динамической модели базовых отраслей региона, учтенных во взаимосвязанных эконометрических уравнениях с включением имитационной составляющей фактора макросреды. В основе эконометрических уравнений, формирующих структуру модели, лежат нелинейные взаимозависимости инвестиций и динамики базовых отраслей региона, влияющих на грузоперевозки, которые в дальнейшем влияют на экономический рост. Построение системно-динамической модели с имитационным модулем реализовано в пакете структурного моделирования iThink 9.0.2. В работе использованы данные Госкомстата России, официальные прогнозы министерств и ведомств. В результате получена матрица состояний экономики региона, вероятностный исход которых зависит от реализации сценариев инвестиционной активности и грузопотоков. Консервативная оценка инфраструктурного эффекта предполагает дополнительный прирост валового регионального продукта Краснодарского края в диапазоне от 0,8 % до 1,19 %. Ограничительными условиям качества модели являются соответствие уровня инвестиций прогнозу Минэкономразвития и структура инвестиционных вложений региона, сопоставимая со структурой инвестиций на периоде построения эконометрических зависимостей, лежащих в основе модели. Предложенная модель в дальнейшем может быть модифицирована путем доработки состава и детализации уравнений связи, включения альтернативных функций распределения сценарных переменных.

Ключевые слова: транспортные проекты, инфраструктура, инвестиции, эффект, грузоперевозки, экономический рост, имитационная модель, сценарии, Крымский мост, Краснодарский край