Моделирование инвариантов академической миграции, влияющих на социально-экономические показатели территории

doi 10.17059/2019-3-10
УДК 314.74

Т. В. Куприна, С. М. Минасян, А. М. Цатурян

Скачать pdf

В настоящее время возрастают объемы миграции, в том числе и академической. Сложившаяся ситуация требует исследований как проблем адаптации академических мигрантов в новой социокультурной среде, так и влияния академической миграции на социально-экономические процессы. Однако до сих пор исследований, посвященных академической миграции, немного. Цель статьи — показать возможности и риски академической миграции, произвести моделирование ее инвариантов, влияющих на развитие социально-экономических показателей территории. Гипотеза исследования состоит в том, что определенные факторы могут ускорять процесс адаптации академической миграции, влияя на социально-экономические показатели принимающей территории. На основе анализа положения России в системах академической миграции и теоретических положений, касающихся определения понятия «академическая миграция» и ее инвариантов, сделан вывод, что ее можно рассматривать как один из ресурсов, положительно влияющих на социальноэкономические процессы. Экстраполирован тезис об интернационализации ресурсных блоков на систему образования. Академическая миграция может рассматриваться как человеческий капитал при трансфере инновационных технологий как в принимающую страну, так и за ее границы. В статье произведен анализ отечественных и зарубежных исследований, описывающих влияние отдельных факторов, выделены условия, способствующие увеличению доли академической (высококвалифицированной) миграции, замещающей низкоквалифицированную. Для оценки возможностей академической миграции применен метод аналогии, осуществлен перенос физических величин на социальные процессы для определения адиабатических инвариантов миграции в целом и академической миграции, в частности. Полученные результаты доказывают наше предположение о влиянии академической миграции на социально-экономические процессы принимающей территории. Дальнейшие исследования могут быть направлены на более глубокое изучение условий, поддерживающих академическую миграцию.

Ключевые слова: академическая миграция, адаптация, социокультурная среда, интернационализации ресурсных блоков, система образования, условия адаптации, человеческий капитал, замещение, моделирование, адиабатический инвариант