Эконометрическая оценка численности молодежи в составе факторов развития малого предпринимательства в регионе

Эконометрическая оценка численности молодежи в составе факторов развития малого предпринимательства в регионе

https://doi.org/10.17059/2019-4-12

УДК 330.43: 314.114+ 332.025

С. В. Дорошенко, А. Г. Шеломенцев

Скачать pdf

В статье представлены результаты исследования влияния отдельных факторов на развитие малого предпринимательства в регионах России. Основное внимание уделено оценке влияния демографического фактора — численности молодого населения, что актуализировано двумя предпосылками: оттоком молодежи из большинства регионов и реализацией национального проекта по развитию предпринимательства. Согласно авторской гипотезе, существует положительная связь между численностью молодежи в регионе и количеством субъектов малого предпринимательства. Доказательство гипотезы направлено на подтверждение взаимовлияния двух процессов: поддержка предпринимательских инициатив молодежи снижает миграционные настроения — закрепление молодежи в регионе стимулирует развитие малого предпринимательства, обеспечивая выполнение показателей национального проекта. Эта гипотеза ранее не тестировалась в отечественных академических работах. Авторы опирались на зарубежные и российские исследования по проблеме факторов развития, разделив их на три условные группы: «классификационную», «монофакторную» и «модельную». При построении модели авторы остановили выбор на комбинации отдельных экзогенных факторов развития малого предпринимательства в регионах: географическом, инфраструктурном, финансовом, а также, опираясь на эклектическую теорию предпринимательства, некоторых факторов предложения — образование, безработица, демография. В качестве актуализированного демографического фактора рассматривалось население в возрасте 20–34 лет. Зависимыми переменными явились количество малых и микропредприятий, количество индивидуальных предпринимателей, количество субъектов малого предпринимательства (как сумма первых двух показателей). Для каждого показателя была построена отдельная модель. Первые две модели построены для выявления устойчивости и подтверждения однонаправленности результатов. Кроме того, в модели был введен контекстный фактор — кризисы 2008–2009 и 2014 гг. В результате эконометрической оценки было установлено, что численность молодого населения оказывает позитивный эффект на рост малых предприятий и индивидуального предпринимательства в регионе. Показатель значим на уровне 1 %, устойчив и очевиден на всех спецификациях моделей.

Ключевые слова: малое предпринимательство, развитие, факторы влияния, группировка исследований, эконометрические модели, молодежь, уровень образования, безработица, кризисы, регионы России