Мaтематическое моделирование региональных грузо- и пассажиропотоков
Мaтематическое моделирование региональных грузо- и пассажиропотоков
https://doi.org/10.17059/2019-4-19
УДК 656.025
Е. В. Синицын, А. В. Толмачев, Д. А. Брусянин
Разработка и реализация стратегий экономического и социального развития регионов России на период до 2035 года делает актуальным адекватное развитие транспортных услуг, затрагивающих все отрасли экономики и слои населения. В связи с этим в работе предложена модель, связывающая характеристики пассажирских и грузовых потоков с параметрами экономического и социального развития и демографической ситуацией в регионе. Такая модель позволяет конкретизировать нагрузку на транспортную систему, вытекающую из планов социально-экономического развития, а также планируемых решений в области хозяйственной деятельности. Для разработки модели были отобраны характеристики, описывающие экономическую ситуацию, рынок труда, демографические характеристики уровень жизни и социальную ситуацию в анализируемом субъекте, имеющие наибольшие коэффициенты корреляции с анализируемыми параметрами транспортной инфраструктуры. Затем пошагово проводился регрессионный анализ, при этом на каждом шаге к уже имеющимся переменным модели добавлялась новая, дающая наибольший прирост коэффициента детерминированности R2. Показано, что основным фактором, определяющим количество перевезенных автобусами общего пользования пассажиров, является среднегодовая численность занятых; на пассажирооборот наиболее сильно влияет численность населения. Количество перевезенных грузов определяется параметрами, характеризующими уровень развития производства (инвестициями в основной капитал и основными фондами в экономике, а также объемом отгруженных товаров собственного производства). Использование нелинейных моделей и сетей не привело к существенному уменьшению ошибок моделей. В работе также проведена кластеризация регионов РФ по показателям социально-экономического развития и характеристикам транспортной инфраструктуры, влияющим на транспортные потоки, оценена эффективность использования транспортной инфраструктуры в различных кластерах. Это позволит осуществлять целенаправленный бенчмаркинг — выбор субъектов для сравнения с анализируемым регионом.
Ключевые слова: пассажирские и грузовые потоки, пассажирооборот, грузооборот, социально-экономическое развитие, коэффициенты корреляции, многомерная регрессия, коэффициент детерминированности, интеллектуальный анализ данных, кластеризация, самоорганизующаяся карта Кохонена, метод k-средних, иерархическая структура кластеров