Моделирование перспективных торгово-транспортных коридоров в рамках проекта «один пояс — один путь»

Моделирование перспективных торгово-транспортных коридоров в рамках проекта «один пояс — один путь»

 

https://doi.org/10.17059/2019-4-2

УДК 332.12; 332.14; 338.2

А. А. Акаев, О. И. Давыдова, А. С. Малков, С. Г. Шульгин

Скачать pdf

В условиях стремительного роста торговли между Азией и Европой возрождается Великий шелковый путь, являвшийся одним из основных торговых маршрутов в прошлом. Новый шелковый путь может пройти через территорию нескольких десятков государств, способствуя их экономическому росту. Точный маршрут нового шелкового пути на данный момент не определен, имеется несколько альтернативных вариантов. В статье для оценки того, как изменятся трансъевразийские транспортные потоки в случае реализации того или иного варианта маршрута китайского проекта «Один пояс — один путь» (с учетом модернизации российской железнодорожной сети), используется разработанная авторами математическая модель, основанная на уравнении теплопроводности, широко применяемом в физике. Данная пространственная модель позволяет на основе пространственного распределения спроса и предложения товаров моделировать и прогнозировать товаропотоки в конкретной географической области. В модели используются соотношения, связывающие характеристики товарных потоков и пространственное распределение цен на рассматриваемой территории. Приведены результаты расчетов для нескольких сценариев модернизации, включая инерционный сценарий, при котором сохраняется сложившаяся на настоящий момент схема транспортировки товаров, сценарий, предполагающий построение высокоскоростного Северного коридора Трансазиатской железнодорожной магистрали, включая высокоскоростной участок Москва — Казань — Екатеринбург — Казахстан — Урумчи, а также сценарий, в котором маршрут шелкового пути не проходит по территории Казахстана. Моделирование показывает, что наиболее благоприятным для реализации транзитных возможностей России и для ускорения ее экономического роста является сценарий создания высокоскоростной магистрали от Владивостока до западной границы страны. Результаты моделирования могут использоваться для оценки эффективности инфраструктурных проектов по модернизации российской транспортной сети.

Ключевые слова: товаропотоки, транспортные коридоры, пространственное моделирование, мировая торговля, высокоскоростные железнодорожные магистрали