ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ: ВЫЗОВЫ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ

doi 10.17059/2017-4-7

УДК: 330.3

В. С. Бочко

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ: ВЫЗОВЫ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ

 скачать  PDF

 

В статье раскрывается проблема интеллектуально-технологического развития страны и регионов. Показывается, что рост численности занятых, имеющих высшее образование, не сопровождается пропорциональным повышением технологического уровня экономики, поскольку произошла смена функции высшего образования. Оно постепенно превращается в инструмент обеспечения общекультурного уровня населения. Приводятся основные причины слабой конвертации роста численности работников с высшим образованием в технологический рост. Обосновывается необходимость рассматривать в качестве лиц, обеспечивающих интеллектуально-технологическое развитие, совокупность тех работников, которые профессионально занимаются наукой и различными видами технологий. Их предложено называть создателями интеллектуальных технологий. Дается авторская трактовка понятия «научно-исследовательское образование», согласно которой оно не сводится только к развитию творческих способностей личности, а выступает как реальное знание ею существующих причин и следствий развития природы и общества с одновременным умением их критически переоценивать. Показано, что научно-исследовательское образование формируется непосредственно в процессе исследовательской деятельности, что поддержание научно-исследовательского образования сохраняет в обществе дух исследовательских порывов. Раскрываются негативные тенденции в развитии науки, связанные со значительным снижением численности персонала, занятого исследованиями и разработками, уходом российского бизнеса их сферы научных исследований. Сделан вывод о необходимости инвестирования в науку с целью формирования такого научного и технологического прогресса, который привел бы к повышению цивилизованности общества и росту производительности общественного труда.

Ключевые слова: интеллектуально-технологическое развитие, интеллектуализация населения, научноисследовательское образование образование, создатели интеллектуальных технологий, высшее профессиональное образование