АНАЛИЗ РАЗЛИЧИЙ В МОТИВАЦИИ РУКОВОДИТЕЛЕЙСОБСТВЕННИКОВ И НАЕМНЫХ МЕНЕДЖЕРОВ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

doi 10.17059/2017-2-17

УДК 331.101.3 JEL M54, M21

Мухачёва А. В., Соколов А. И.

Скачать PDF

АНАЛИЗ РАЗЛИЧИЙ В МОТИВАЦИИ РУКОВОДИТЕЛЕЙСОБСТВЕННИКОВ И НАЕМНЫХ МЕНЕДЖЕРОВ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

В статье рассматриваются различия мотиваций руководителей, работающих по найму и являющихся собственниками бизнеса. Цель работы — выявление сходства и различия в мотивации наемных руководителей и менеджеров-собственников на основе анализа результатов изучения указанных вопросов другими авторами, а также с помощью проведения собственного исследования. Гипотеза исследования: мотивационный профиль руководителей-собственников отличается от мотивационного профиля наемных руководителей большей выраженностью рискованности и хозяйственности. Методология исследования предполагает проведение социологического опроса 100 руководителей малых и средних предприятий г. Кемерово, половина из которых работает по найму, а половина — являются собственниками бизнеса. Анкетирование осуществлялось несколькими методами: устное, по электронной почте, письменно через Центр поддержки предпринимательства и через других руководителей. Обработка данных проводилась в программе SPSS Statistic. Результаты исследования неожиданно опровергают основную гипотезу: усредненные данные по степени рискованности и хозяйственности у наемных руководителей не уступают аналогичным усредненным показателям у руководителей-собственников, однако имеют иной характер распределения признаков. Уровень хозяйственности и рискованности наемных руководителей тяготеет к среднему и имеет незначительный разброс в оценках, в то время как руководители-собственники гораздо существеннее отличаются друг от друга по указанным параметрам, имеют большую вариацию значений показателей, демонстрируют много полярных оценок. Изучение мотивов деятельности руководителей-собственников позволяет органам власти разработать рекомендации по улучшению существующих и разработке новых программ поддержки малого и среднего бизнеса, формированию резервов управленческих кадров, выявлять категории населения с выраженным предпринимательским и менеджерским мотивационными профилями еще на стадии профессионального обучения для наиболее скорого вовлечения их в эффективную трудовую деятельность.

Ключевые слова: наемный руководитель, руководитель-собственник, мотивация, предпринимательство, малый бизнес, средний бизнес, управление, менеджер, региональные предприятия, мотив