ФАКТОРЫ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СРЕДЫ В ОЦЕНКЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕМ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
doi 10.17059/2017–1–8
УДК 331.5.024.52.332.145
J24, J31, M51
Коковихин А. Ю., Огородникова Е. С., Уильямс Д., Плахин А. Е.
ФАКТОРЫ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СРЕДЫ В ОЦЕНКЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕМ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье представлены результаты исследования уровня удовлетворенности малого и среднего бизнеса Свердловской области факторами институциональной среды, созданными в регионе. Современная экономическая теория выделяет четыре основных эффекта развития предпринимательства: создание рабочих мест, повышение производительности труда, внедрение инноваций и экономический рост. Развитие предпринимательства зависит от результативности государственной и муниципальной политики. Результативность определяется повышением инвестиционной привлекательности территории. Рассматриваемая гипотеза предполагает взаимосвязь субъективной удовлетворенности предпринимателей состоянием инвестиционного климата и объективных результатов государственной и муниципальной политики. Данные о субъективной удовлетворенности предпринимателей состоянием инвестиционного климата в 2015 г. получены в ходе опроса более 1000 предпринимателей — получателей муниципальных услуг в 72 городских округах и муниципальных районах Свердловской области. Данные об объективных результатах государственной и муниципальной политики получены из размещенных в 2015 г. докладов глав муниципальных образований Свердловской области о достигнутых значениях показателей оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления. Результаты исследования позволяют разработать ряд рекомендаций по улучшению институциональной среды деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства. Предлагается в основе отбора первоочередных мер повышения удовлетворенности субъектов малого и среднего предпринимательства рассматривать механизм корреляции показателей удовлетворенности и объективных параметров институциональной среды. Разработанные предложения рекомендуются к использованию органами государственной власти и местного самоуправления при разработке политики повышения инвестиционной привлекательности территорий, а также могут стать основой для дальнейших исследований взаимосвязи субъективных и объективных факторов экономического развития территорий.
Ключевые слова: малый и средний бизнес, предпринимательство, оценка уровня удовлетворенности потребителя услуг, эффективность муниципального управления, рейтинг муниципалитетов, инвестиции, инвестиционная привлекательность территории, институциональная среда, государственная поддержка