ИНТЕГРАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ
Гапонова О. С., Смельцова С. В., Чилипенок Ю. Ю.
ИНТЕГРАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ
Тема развития регионов в последнее время приобрела особую актуальность, так как регионы получают все больше самостоятельности в решении своих социально-экономических задач. В связи с этим возникает проблема поиска потенциальных партнеров для выстраивания стратегии регионального развития с помощью совместного использования ресурсов и компетенций. В данном контексте становится актуальным рассмотрение такого значимого участника потенциального партнерства, как университеты: каковы их роль и возможности в формировании региональной стратегии, каковы наиболее релевантные формы взаимодействия, а главное, с помощью каких показателей можно оценить эффективность интеграции университетов в решение задач регионального развития. Основным методом авторского исследования стал метод экспертного интервью, проведенного с представителями 28 российских университетов, занимающими топовые административные должности и обладающими экспертным мнением по ключевым направлениям. На основе анализа эмпирического материала авторами были определены три основные роли, которые может играть университет в региональном развитии: инициатор проектов, партнер и источник кадровых и аналитических ресурсов. При оценке ресурсов было установлено, что единственным дефицитным ресурсом университетов является финансирование, а все остальные ресурсы и компетенции могут быть при необходимости быстро мобилизованы. Среди наиболее эффективных механизмов интеграции университетов в решении региональных задач — консорциум университетов и организация проектных офисов с участием представителей администрации и бизнеса. Основным результатом исследования стало определение двух групп показателей, характеризующих включенность университета в решение социально-экономических задач развития региона — количественные и качественные, предложены определяющие их индикаторы, при этом среди количественных определилась ранее не идентифицированная информационно-административная группа, были выделены основные этапы проведения оценки эффективности такой интеграции. Перспективным направлением дальнейшего изучения в контексте рассматриваемой проблемы является сравнительный анализ эффективности интеграции университетов в решение социально-экономических задач в различных регионах Российской Федерации.
Ключевые слова: интеграция, университет, высшее образование, региональное развитие, показатели эффективности, инновации, человеческий капитал, стратегия развития, экономические показатели развития территорий