МОДЕЛЬ ТРОЙНОЙ СПИРАЛИ В ФОРМИРОВАНИИ КОНЦЕПТУАЛЬНОГО МЕХАНИЗМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И БИЗНЕСА: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

https://doi.org/10.17059/ekon.reg.2020-4-3
УДК: 332.01 + 338.23

Баймуратов У. Б., Жанбаев Р. А., Сагинтаева С. С.

Скачать PDF

МОДЕЛЬ ТРОЙНОЙ СПИРАЛИ В ФОРМИРОВАНИИ КОНЦЕПТУАЛЬНОГО МЕХАНИЗМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И БИЗНЕСА: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Целью данного исследования являются разработка механизма взаимодействия высшего образования и бизнеса на основе модели тройной спирали в депрессивных монопромышленных регионах и ее апробация на примере Республики Казахстан. Выбор цели обусловливается необходимостью преодоления депрессивного характера экономики регионов с монопромышленной специализацией, присущей всем промышленно развитым странам мира, возможно, на основе придания новых форм взаимодействию основных участников этого процесса: бизнеса, государства, образования и науки. Исследование базируется на использовании методологических принципов логического, статистического анализа и синтеза. Новизна идеи состоит в том, что для усиления влияния университета на экономический рост страны предлагается механизм взаимодействия на основе модели тройной спирали. Данная модель адаптирована под специфику монопромышленных регионов и модифицирована для условий депрессивного региона, где главенствующая роль отдана региональному университету как источнику инноваций и центру синергии инноваций в условиях взаимодействия партнеров в рассматриваемой модели. При этом социально-экономическое развитие территорий получает качественное ускорение, чему способствует разработка новых форм взаимодействия высшего образования и бизнеса. Механизм функционирования предложенной модели тройной спирали направлен на стимулирование всех участников к генерации инноваций, качественному предоставлению образовательных услуг, проведению исследований и выполнению заказов бизнеса. Результаты и выводы исследования могут быть использованы территориальными и государственными органами управления экономикой при разработке программ развития регионов.

 Ключевые слова: бизнес, государство, высшее образование, модель тройной спирали, концептуальный механизм, региональная наука, региональный университет, взаимодействие, депрессивные регионы, инновационная экономика, монопромышленный регион