ПОЛИТИКА ИННОВАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЙ СТАРОПРОМЫШЛЕННОГО РЕГИОНА

https://doi.org/10.17059/ekon.reg.2020-4-22
УДК 338.1

Власов М. В.

Скачать PDF

ПОЛИТИКА ИННОВАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЙ СТАРОПРОМЫШЛЕННОГО РЕГИОНА

Предприятия малого и среднего предпринимательства являются драйвером экономического развития любой макросистемы, а в условиях смены парадигмы технологического развития именно инновации становятся основным фактором успешного функционирования субъектов малого и среднего бизнеса. Таким образом, проблема анализа инновационного поведения предприятий малого и среднего бизнеса становится актуальнейшей экономической задачей. Целями данного исследования являются анализ инновационного поведения субъектов малого и среднего предпринимательства старопромышленного региона, оценка уровня финансирования инновационной деятельности, выявление факторов, определяющих инновационную политику малого и среднего предпринимательства, и предложение возможных мер по стимулированию инновационного развития субъектов малого и среднего предпринимательства со стороны государственных и муниципальных органов власти. Исходными данными явились результаты опроса представителей субъектов малого и среднего предпринимательства проводился с мая по сентябрь 2019 г. в Российской Федерации на территории одного из старопромышленных регионов РФ — Свердловской области. Было проинтервьюировано 157 руководителей предприятий, относящихся к малому и среднему предпринимательству старопромышленного региона, представляющих различные отрасли экономической деятельности. В ходе исследования использовались следующие методы: углубленные интервью руководителей, экономико-статистический метод исследования и формально-логический системный подход. В результате проведенных исследований автором были выделены характерные черты инновационного поведения малых и средних фирм Свердловской области. Определены причины низкой инновационной активности предприятий, на основе анализа которых автором разработаны рекомендации фирмам малого и среднего бизнеса старопромышленного региона по повышению активности своего инновационного поведения. С целью решения проблемы низкой инновационности малого и среднего бизнеса старопромышленного региона автор предложил ряд мер по стимулированию инновационной активности предприятий малого и среднего бизнеса органами государственного и муниципального управления. Результаты проведенного исследования могут использоваться руководителями малых и средних предприятий при разработке планов повышения активности возглавляемых ими предприятий, а органами государственной и муниципальной власти — при разработке программ по стимулированию инновационного поведения предприятий малого и среднего бизнеса. В дальнейших исследованиях автор предполагает построение институциональной прогнозной модели развития инновационной активности предприятий малого и среднего предпринимательства.

Ключевые слова: малый бизнес, средний бизнес, инновационное развитие, стратегии управления, предпринимательство, органы государственной власти, органы муниципальной власти, экономическое развитие, экзогенные факторы, эндогенные факторы