Проблемы и пути улучшения делового климата в регионах

doi 10.17059/2016-1-11
УДК 334.012.63/64

Н. А. Урузбаева

Скачать PDF

Проблемы и пути улучшения делового климата в регионах

Наличие специфических условий и факторов развития малого и среднего бизнеса в регионах страны предполагает использование дифференцированной политики государства по формированию благоприятного делового климата на местах. В статье представлены результаты исследования, целью которого являлось определение основных проблем и направлений улучшения делового климата регионов, позволяющих активизировать деятельность местных органов власти по поддержке малого и среднего бизнеса с учетом особенностей развития территорий. Предметом данного исследования являются условия и факторы, формирующие деловой климат региона.
В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о наличии прямой связи между сложившимся в регионах деловым климатом и количественными показателями развития активного малого и среднего предпринимательства на местах. В процессе исследования были использованы метод сравнительного анализа, социологические методы (фокус-группы, опрос), а также статистические методы ранжирования и группировок. В статье теоретически обосновывается корректность использования категории «деловой климат» как объекта исследования, проведенного в рамках проекта «Внедрение независимого рейтинга “Деловой климат”», что дает возможность для аргументации используемой методологии и конкретизации факторов, влияющих на функционирование малого и среднего бизнеса в регионах. Проведенное исследование подтвердило наличие прямой зависимости между сложившимся в регионах бизнес-климатом и количественными показателями развития активного малого и среднего
предпринимательства на местах. Факторами, в большей степени сдерживающими развитие бизнеса, стали факторы «финансовые ресурсы» и «государственная поддержка».
В завершение был предложен комплекс мер по улучшению делового климата регионов, как на государственном, так и на региональном уровнях управления. Также был сделан вывод, что для формирования в регионах Казахстана благоприятного делового климата необходим переход от политики выявления и наказания недобросовестных предпринимателей к политике предупреждения нарушений и поощрения добросовестного предпринимательства. Результаты исследования могут быть использованы в деятельности местных исполнительных органов власти по улучшению делового климата в регионах страны.
Ключевые слова: малый и средний бизнес, предпринимательство, предпринимательская среда, бизнессреда, деловой климат регионов