РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ И СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ
https://doi.org/10.17059/ekon.reg.2020-4-2
УДК: 330.341.12
Акаев А. A., Десятко Д. Н., Петряков А. А., Сарыгулов А. И.
РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ И СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ
Целью данной работы является оценка влияния сложившихся диспропорций между системой подготовки кадров и экономикой отдельных регионов на формирование пространственного неравенства и неравномерного экономического развития. На основе структурного и сравнительного анализа данных по ряду стран Организации экономического сотрудничества и развития, по России и Китаю показано, что технологии 4-й промышленной революции смещают спрос на трудовые ресурсы с высоким уровнем квалификации, приводя к разрыву с предложением рабочей силы со стороны системы образования, ориентированной на нужды экономики периода 3-й промышленной революции. Выявлены межстрановые различия в подготовке числа специалистов и исследователей из STEM-областей (научные исследования, высокие технологии, инжиниринг и математика для цифровых технологий) как возможные причины пространственного неравенства в условиях цифровой трансформации. Также в работе на примере России с помощью корреляционного и регрессионного анализа показано, что несопряженность уровня квалификации основной части выпускников, прошедших подготовку в системе образования, и ожиданий рынка способствует усилению неравномерности регионального развития. Продемонстрировано, что во всех федеральных округах РФ наблюдается сильная связь между долей безработных среди экономически активного населения и квалификацией трудовых ресурсов: увеличение доли занятых с высшим или средним профессиональным образованием на 1 % в среднем ведет к снижению безработицы на 0,32 %. Также для всех федеральных округов характерно расхождение между экономической потребностью в высококвалифицированных работниках с высшим образованием и системой образования, выпускающей слишком большое количество специалистов со средним профессиональным образованием: несовпадение структуры выпуска квалифицированных кадров системой образования и структуры занятости на рынке труда на 10 % приводит к росту безработицы в России в среднем почти на 1 %. Результаты исследования могут быть применимы при формировании институтом государства стратегии развития системы образования и снижения пространственного неравенства.
Ключевые слова: неравномерность регионального развития, цифровая трансформация, уровень квалификации, система образования, рынок труда, безработица, пространственное неравенство, структура занятости, человеческий капитал, спрос и предложение рабочей силы