СОТРУЕНЦИЯ И СОТКУРЕНЦИЯ В СФЕРЕ ТУРИЗМА В РЕГИОНАХ CИБИРИ

doi 10.17059/2017–1-22

УДК 338.48 (571.1/.5)

Кузнецова О. П., Кузьменко А. А., Юмаев Е. А.

Скачать PDF

СОТРУЕНЦИЯ И СОТКУРЕНЦИЯ В СФЕРЕ ТУРИЗМА В РЕГИОНАХ CИБИРИ

Актуальность исследуемой темы обусловлена необходимостью использования органами государственной власти и местного самоуправления при реализации своих полномочий в сфере туризма таких категорий, как сотруенция и соткуренция. Обе категории предполагают одновременное наличие сотрудничества и конкуренции, но в разной пропорции. В условиях кризисного развития сложно выбрать и реализовать новые подходы, направленные на улучшение экономического положения России и ее регионов, диверсификацию экономики. В современных условиях представляются важными развитие и эффективное функционирование внутреннего и въездного туризма в России. Россия обладает значительным природно-экологическим и культурно-историческим потенциалом, однако несовершенство работы органов власти, механизма совместной реализации проектов различными территориями препятствуют превращению туристической отрасли в один из локомотивов экономики. В связи с этим на примере регионов Западной и Восточной Сибири предлагается активное использование органами власти сотруенции (соткуренции) в совместном развитии туризма, создание на этой основе туристического мегакластера «Сказочная Сибирь». Изучение передового зарубежного опыта позволило выявить позиции, по которым Россия отстает от зарубежных стран — лидеров туристической индустрии. Предлагаемый подход перспективен, основывается на экономии финансовых ресурсов за счет эффекта масштаба, на совместной работе регионов. Кроме того, он позволяет регионам развивать свои конкурентные преимущества. Практическая значимость полученных результатов состоит в возможности их использования органами государственной власти и местного самоуправления в ходе реализации эффективной политики развития индустрии туризма.

Ключевые слова: регион, туризм, сотруенция, соткуренция, сотрудничество, конкуренция, кластер, Сибирь, импортозамещение, туристическая инфраструктура