СВОБОДНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА — ОСНОВА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА И ВЗАИМОСВЯЗИ ОСНОВНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ СФЕР
http://doi.org/10.17059/2020-2-12
УДК: 330.341, 330.47
Аветисян П. С., Геворкян Н. М.
СВОБОДНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА — ОСНОВА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА И ВЗАИМОСВЯЗИ ОСНОВНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ СФЕР
Настоящая статья посвящена весьма актуальной для Армении, России и других постсоветских стран теме — условиям формирования свободной образовательной среды как основы развития ин- теллектуального человеческого капитала и взаимосвязи основных социальных сфер. В статье под- няты некоторые проблемы дисбаланса и несоответствия состояния высшего образования вызо- вам, связанным с широким распространением новых цифровых технологий в современной мировой образовательной среде, усиливающим интернационализацию образования, создающим новую плат- форму повышения конкурентоспособности высшего образования страны, влияющим на развитие человеческого интеллектуального капитала. Человеческий интеллектуальный капитал является центральным звеном социального организма, а образование — основой для его развития. В ста- тье авторами обозначены важные задачи, стоящие перед сферой высшего образования Республики Армения. На основании анализа мировых тенденций, научной литературы и экспертных заключе- ний отмечены важные шаги по инновационному преображению образовательной сферы в свобод- ное единое пространство, способствующее развитию интеллектуального человеческого капитала страны в условиях цифровизации. В качестве основных инструментов данного процесса выбраны сами условия, в которых развивается сегодня образовательная система: интернационализация и цифровизация и их взаимосвязь. Приведена модель взаимосвязи социальных сфер на основе развития современной образовательной среды, в центре которой стоит развитие человеческого интеллек- туального капитала. В заключение приводятся некоторые возможные шаги для решения стоящих перед системой образования задач. Результаты исследования могут быть использованы в образо- вательном процессе специалистами образовательной сферы и участниками цифровизации с целью совершенствования образовательной политики Республики Армения.
Ключевые слова: цифровая экономика, человеческий капитал, интеллектуальный человеческий капитал, цифровизация, сфера высшего образования, интернационализация, информационно-коммуникационные технологии, онлайн-образование, цифровое образование, высококвалифицированные кадры