ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ БАЛАНСЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА НА ОСНОВЕ СИСТЕМЫ НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ

https://doi.org/10.17059/ekon.reg.2021-3-22
УДК 336.1

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ БАЛАНСЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА НА ОСНОВЕ СИСТЕМЫ НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ

А. Ф. Пасынков

скачать PDF

Исследования в области влияния государственных расходов на развитие регионов и муниципальных образований в основном ограничиваются изучением территориальных бюджетов. В то же время на каждой территории существует множество каналов как финансирования государственных нужд, так и сбора налоговых и прочих платежей. Поэтому основной целью данного исследования выступают разработка и апробация методического подхода к построению финансовых балансов государственного сектора на уровне муниципальных образований. В основе авторского подхода заложены концептуальные подходы к построению Системы национальных счетов, в которых расходы и доходы федерального, регионального или муниципального бюджетов на территории рассматриваются как единый институциональный сектор, вне зависимости от их принадлежности. Поэтому построение финансовых балансов на уровне муниципальных образований в ресурсной части основывается на базе данных налоговой службы по налоговым платежам в различные уровни бюджетов с группировкой в соответствии с классификацией Системы национальных счетов. В счете использования (расходов) муниципальных образований автором разработана оригинальная методика учета расходов всех финансовых потоков государственного сектора, в том числе прямых федеральных и региональных источников финансирования, основанная на трансформации официальной информации по фонду заработной платы муниципальных образований из базы данных Росстата. В качестве балансирующего показателя ресурсов используется показатель чистого кредитования / заимствования. На примере шестидесяти девяти муниципальных образований Свердловской области Российской Федерации сформированы территориальные финансовые балансы государственного сектора. Проведенные расчеты показали, что в среднем половина расходов государственного сектора приходится на муниципальные бюджеты, другая половина — на региональные и федеральный. Выделены территории — доноры государственного управления Свердловской области (9 муниципальных образований), территории с умеренным дефицитом собственных ресурсов (5 территорий, в том числе г. Екатеринбург), имеющие существенный недостаток финансовых ресурсов (35 муниципальных образований), и территории, практически полностью зависящие от ресурсов государственного управления (11 муниципальных образований). Проведенное исследование является частью формирования полноценного аналога Системы национальных счетов на региональном и муниципальном уровнях — системы территориальных счетов.

Ключевые слова: сектор государственного управления, финансовый баланс, муниципальные образование, Свердловская область, чистое кредитование, заимствование, система территориальных счетов, бюджетные доходы и расходы, финансовые ресурсы, прямое бюджетное финансирование, государственные заведения