УНИВЕРСИТЕТЫ КАК ЦЕНТРЫ ПРИТЯЖЕНИЯ ПРОАКТИВНОЙ МОЛОДЕЖИ В УРАЛЬСКИЙ РЕГИОН
https://doi.org/10.17059/ekon.reg.2021-3-8
УДК 316.44
В. А. Кокшаров, Г. А. Агарков, А. Д. Сущенко
УНИВЕРСИТЕТЫ КАК ЦЕНТРЫ ПРИТЯЖЕНИЯ ПРОАКТИВНОЙ МОЛОДЕЖИ В УРАЛЬСКИЙ РЕГИОН
Устойчивый экономический рост требует опоры на университеты, являющиеся стратегическим ресурсом в наращивании человеческого капитала региона. Разрыв между регионами в уровне благосостояния и качества жизни снижает привлекательность территории для проактивной молодежи, рассматривающей регионы как пространство возможностей с целью получения высшего образования, развития профессиональных траекторий и социальной жизни. Такая ситуация провоцирует отток лучших абитуриентов вузов от периферии к центрам притяжения. Актуальным является исследовательский вопрос, как качество региональных вузов связано с притоком абитуриентов и удержанием молодых специалистов, что в перспективе поддерживает развитие промышленных предприятий в регионе. Научный интерес представляет изучение межрегиональной мобильности абитуриентов и выпускников университетов. Предложены подходы к оценке мобильности на основе анализа данных опросов абитуриентов и выпускников как агентов социально-экономических изменений региона, дополненных статистическими данными (Мониторинг эффективности вузов РФ, Росстат). Для обработки информации использованы методы классификации, сопоставления данных. Результаты исследования показали, что в Уральском регионе центрами притяжения для абитуриентов из других регионов являются вузы Свердловской и Тюменской областей (приток российских абитуриентов в регион за 2015–2019 гг. составляет 4,1 % и 13,2 % соответственно). В то же время крупнейшие вузы региона с высоким потенциалом предоставления качественного образования обеспечивают подготовку кадров для него (до 87 % выпускников УрФУ из числа трудоустроенных работают в Уральском регионе). Результаты могут быть использованы для совершенствования деятельности вузов и служб занятости в части разработки инструментов привлечения и удержания проактивной молодежи, доработки механизмов изучения послевузовской миграции с целью улучшения привлекательности территорий.
Ключевые слова: межрегиональная мобильность, образовательная мобильность, послевузовская миграция, мотивация выбора университета, трудоустройство, региональные образовательные рынки, человеческий капитал региона