ВЛИЯНИЕ КУЛЬТУРНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОМПАНИЙ

https://doi.org/10.17059/ekon.reg.2021-2-17
УДК 334.021

Т. В. Куприна, Г. О. Иванова

ВЛИЯНИЕ КУЛЬТУРНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОМПАНИЙ

скачать PDF

Актуальность темы исследования обусловлена поиском новых путей осуществления деятельности международных компаний, способствующих их эффективности. В настоящее время большинство исследований не учитывают социальную среду, исторически сложившуюся культуру, в том числе и корпоративную, оказывающие непосредственное влияние на экономические показатели. В представленном исследовании на основе эконометрических данных доказывается влияние культурных показателей на экономическую деятельность международных компаний России, Германии и Японии как представителей национальной, европейской и азиатской культур. Выбранная количественная методика Д. Денисона позволяет оценить корпоративную культуру и придать ее отдельным характеристикам числовые коэффициенты. Посредством корреляционного и регрессионного анализа было оценено влияние культурных показателей (вовлеченность, согласованность, адаптивность, миссия). По полученным данным, эффективность и экономические показатели в различной степени предопределяются культурными. Самым важным показателем является вовлеченность персонала. В целом, для российских компаний наиболее значимыми культурными показателями являются адаптивность и вовлеченность, определяющие общую эффективность деятельности компаний. Наименьшим влиянием обладает показатель «миссия». Для компаний Германии наибольшую значимость представляют показатели миссии и вовлеченности. Меньшее влияние на экономическую эффективность оказывают показатели согласованность и адаптивность. В японских компаниях культурными показателями, в большей степени влияющими на экономический успех компаний, являются миссия и согласованность, в то время как вовлеченность и адаптивность отходят на второй план. Данное исследование не исчерпывает всего многообразия взаимодействий международных компаний. Перспективными могут быть междисциплинарные исследования, направленные на изучение влияния культурных показателей на экономическую деятельность компаний стран различных регионов. В целом, принимая во внимание процессы глобализации и локализации, международным компаниям необходимо в разумных пределах адаптировать свою деятельность с учетом локальных особенностей многочисленных взаимодействующих культур.

Ключевые слова: корпоративные культуры, национальная культура, культурные показатели, экономические показатели, деятельность международных компаний, методика Д. Денисона, адаптивность, локальные особенности, культурное развитие, человек экономический