ОЦЕНКА ТЕНДЕНЦИЙ ПОТРЕБЛЕНИЯ РЫБНЫХ ПРОДУКТОВ ЖИТЕЛЯМИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
doi 10.17059/2017-3-25
УДК: 330.163.1
Никифорова А. П., Никифорова О. П., Антохонова И. В.
ОЦЕНКА ТЕНДЕНЦИЙ ПОТРЕБЛЕНИЯ РЫБНЫХ ПРОДУКТОВ ЖИТЕЛЯМИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
Статья посвящена оценке тенденций потребления рыбных продуктов домохозяйствами в регионе. Целью исследования являются разработка и применение инструментария моделирования потребительского спроса на рыбные продукты на примере домохозяйств Бурятии для обоснования продвижения бренда «байкальский омуль». Выявлено, что рост потребительского спроса в мировом потреблении рыбы обеспечивается наращиванием культивации аквакультуры в искусственных водоемах. На рынке рыбной продукции имеет место устойчивая дифференциация культивированной рыбы и рыбы естественных водоемов. Рост цен на рыбную продукцию в значительной степени изменяет сегменты потребителей в зависимости, прежде всего, от фактора денежных доходов. Установлено, что рыбные продукты занимают значимое место в рационе питания населения Республики Бурятия, выявлены основные факторы, влияющие на потребление рыбных продуктов населением республики. Авторами предложен методический подход проведения опроса населения по потреблению рыбных продуктов, основанный на кластеризации домохозяйств. Инструментарий исследования включает математические методы обработки статистических данных и данных опроса. Научная новизна исследования заключается в выявлении факторов, ограничивающих потребление рыбной продукции в условиях снижения доходов и роста цен на продукты питания, в том числе на рыбопродукты, оценке традиционного вида переработанной местным населением рыбной продукции озера Байкал с позиций технологии ферментирования для формирования бренда и продвижения продукта за границы локального рынка, дифференцированном подходе к анализу потребительских предпочтений в рыбной продукции, обосновании недостаточной оценки значимости бренда для экономики региона в контексте перспектив развития туристического кластера. Результаты исследования могут быть применены при маркетинговом продвижении ферментированных продуктов из байкальского омуля и других потенциальных брендов за пределы локального рынка.
Ключевые слова: Республика Бурятия, продукты питания, рыбные продукты, байкальский омуль, ферментация, потребительское поведение, кластеры, потребительские расходы, бренд