СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВУЗОВ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ УРАЛЬСКОГО МАКРОРЕГИОНА

doi 10.17059/2017-2-10

УДК 316.74

Зборовский Г. Е., Амбарова П. А.

Скачать PDF

СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВУЗОВ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ УРАЛЬСКОГО МАКРОРЕГИОНА

Предметом анализа являются характеристики и формы сотрудничества между вузами Уральского федерального округа на основе их типологии. Цель статьи состоит в обосновании необходимости и возможности сетевого взаимодействия между вузами макрорегиона. Доказывается важность и потенциальная эффективность межвузовского сетевого взаимодействия в условиях социально-экономической неопределенности развития УрФО и его высшего образования. Сетевое взаимодействие и многостороннее сотрудничество рассматривается как новый тип межвузовских отношений, которые могут быть активизированы и интенсифицированы за счет усиления связей вузов со стейкхолдерами. Все эти связи и взаимодействия характеризуются как базовые элементы нелинейной модели высшего образования. Как конкретизацию сетевых взаимодействий и сотрудничества между вузами авторы интерпретируют различные его форматы и формы и рассматривают отдельные кейсы складывающихся отношений нового типа. В этом они видят реальную и потенциальную инновационность процессов нелинейного развития высшей школы. Изложенные в статье положения позволяют утверждать, что при создании необходимых условий возможно формирование сетевого взаимодействия вузов в макрорегионе. Развитие межвузовского сетевого взаимодействия способно превратить высшее образование в УрФО в драйвер социально-экономического развития округа, обеспечить конкурентоспособность высшей школы макрорегиона в российском и глобальном образовательном пространстве, повысить его роль в жизни общества, стать одним из наиболее значимых элементов нелинейной модели развития высшего образования в стране. Авторское исследование базируется на междисциплинарной методологии, включающей в себя потенциал теоретической социологии, социологии высшей школы, экономической социологии, теории управления, региональной экономики. Результаты исследования могут стать основой совершенствования образовательной политики УрФО.

Ключевые слова: сетевое взаимодействие вузов, сотрудничество, партнерство, кооперация в высшем образовании, макрорегион, регион, система высшего образования региона, нелинейность высшего образования, линейные и нелинейные формы вузовского сотрудничества, ресурсность, риски